Игры для развития мелкой моторики руки
Цели: стимулирование речевой активности детей, развитие речи; развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов; развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего; подготовка кисти руки к письму; развитие сенсомоторной координации рук; влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом); формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»
Памятка для родителей, детей от 2 до 3 лет.
«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК В 3 ГОДА»
Вашему малышу исполнилось 3 года, а значит, появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.
С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
Что должны знать и уметь дети:
Речевые навыки
Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:
начинает употреблять сложные придаточные предложения
-проговаривает почти все звуки -появляются вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?
- правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
- составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
- предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
- запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
- легко узнает и называет знакомые ему предметы;
- составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
- употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
- знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
- различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
- ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.
Мышление
Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:
- Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
- Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
- Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
- Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
- Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
- Знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Назови, покажи, найди, что такого же цвета.
- Знать формы предметов: круг (шарик), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик). Назови, найди. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.
Развитие моторики
Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:
- легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
- надевать бусины на нитку;
- лепить шарики из пластилина;
- резать бумагу ножницами;
- собирать мозаику.
Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.
Бытовые навыки
Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:
- сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
- знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
- расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
- убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
- самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
- использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
- моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
- снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.
Игра
- появляются элементы сюжетно-ролевой игры
Двигательные навыки
Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:
- уверенно и быстро бегает;
- играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
- легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
- сам забирается на горку и скатывается с нее;
- держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
- ходит задом наперед;
- ездит на трехколесном велосипеде;
- держит равновесие и прыгает на одной ноге;
- кувыркается вперед и назад.
Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.
Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.
Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.
Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».
Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.
Навыки социального общения
Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:
- ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
- воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
- во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
- в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями.
Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.
Уважаемые мамы и папы, помните!
- Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать
ежедневно и многократно:
-пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
-повторять звуки и слова, четко проговаривая и глядя ребенку в лицо
-читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки,
-следить за своей речью, не подделываться под детскую речь
-отвечайте на все вопросы ребенка, но конкретно и коротко.
2. Ведущим процессом является восприятие. Для этого необходимо:
окружать ребенка яркими, красивыми игрушками, предметами, с которыми
можно действовать – катать, кидать, разбирать, собирать, складывать,
трогать, нюхать, слушать, пробовать.
3.Ведущий вид деятельности – игра. Обыгрывайте с ребенком разные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки, например, пусть свое недовольство поведением ребенка высказывает любимый медвежонок.
4.Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность.
Все, что ребенок может делать – пусть делает сам.
5.Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро проходящие, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
6.Будьте последовательны в требованиях, не бойтесь сказать «Нет».
7.Хвалите ребенка за хорошее поведение.
8.Ребенка можно отвлечь, берегите его нервную систему.
9.Любви и терпения!
Памятка для родителей с советами по проведению игр
Как правильно играть с ребенком
1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь с все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
8. Общее правило — наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.
9. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц—два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Оживляйте игру сказкой или рассказом. Давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому — побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.
14. И придумывайте, фантазируйте, лучшие правила — это те правила, которые вы найдете сами, чтобы игра с малышом стала еще увлекательнее.
Успехов Вам!
Родительское собрание во второй ранней группе
«Наши пальчики играют, говорить нам помогают»
Добрый вечер, уважаемые родители!
– Крикните громко и хором, друзья,
— Деток вы любите? Нет или да?
— Пришли на собрание, сил совсем нет,
— Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
— Мы вас понимаем. Как быть, господа?
— Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
— Дайте нам тогда ответ:
— Помочь откажетесь нам? (Нет.)
— Последнее спросим вас мы:
— Активными будете все вы? (Да.) Спасибо!
Сегодня мы предлагаем поговорить о развитии речи наших малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей.
И проведем его под девизом «Наши пальчики играют — говорить нам
помогают».
Цель нашего собрания сформировать у родителей знания о значении пальчиковых
игр в развитии ребенка;
План нашего собрания
1. Значение и роль пальчиковых игр в развитии речи детей.
2. Мастер-класс для родителей (показ правильного выполнения пальчиковых игр).
3. Видеофильм «Из жизни нашей группы».
Не секрет, что в последние время уровень речевого развития детей заметно снизился. У детей наблюдается различное речевое развитие.
Почему же это происходит?
1. Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.
2. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта.
В итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Самым эффективным средством для развития речи детей 2-3 лет является пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Пальчиковую гимнастику можно начинать делать где-то с полугода, с 6-7 месяцев. В течении 2-3 минут поглаживать и разминать ладошки и пальчики. А вот пальчиковые игры начинаем использовать в общении с 2 лет. Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Вот высказывания некоторых известных людей: И. Кант писал: «Рука — это вышедший наружу мозг человека». В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Как же можно развивать пальчики дома:
Можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.
• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы
лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг
друга.
• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими
поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала
правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать
собственную увлеченность игрой.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все
пальцы руки.
• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без
чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без
лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
• Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
• Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед
детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и
произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и
невыполнимая
задача может «отбить» интерес к игре.
• Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Прошло вроде всего полгода, а наши дети очень изменились. А вы, родители, заметили, насколько ваши детки изменились, как пошли в детский сад?
Что же в итоге ребёнок получает, занимаясь пальчиковыми играми:
• Заряд положительных эмоций;
• Новые тактильные впечатления;
• Учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
• Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также
между взрослым и ребенком.
А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем вам всем вместе провести
небольшую пальчиковую гимнастику. Но для начала немножечко о том, как правильно проводить пальчиковую
гимнастику с детьми.
• Ознакомиться самим с игрой заранее.
• Небольшая разминка.
• Показ игры.
• Совместная игра.
Все игры сопровождаются выразительной речью, жестами, мимикой, ласковым голосом и проводятся 1-2 игры в день и повторяются в течение дня 3-4 раза.
Шарик
Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» — придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» — вернулись в первоначальное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик — не беда,
Новый шар надую я.
Замочек
Избушка на лужочке,
Двери на замочке.
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем.
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко.
1 строчка — делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев
и основаниями ладоней.
2 строчка — соединяем пальцы в замок.
3–4 строчки — выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один
вокруг другого), не размыкая замка.
5–6 строчки — размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.
Заготавливаем капусту
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора — вверх и
вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки — одновременно на двух руках или
поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке — «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони
другой руки. Потом меняем руки)
Комарики
Дарики-дарики,
(хлопаем в ладоши)
Вот летят комарики, З-з-з!
(складываем пальцы рук в щепоть)
Вились, вились,
(вращаем кистями рук)
Вились, вились,
Раз! И в ушко (носик, ручку и тд.) нам вцепились!
Поиграли — отдохните,
Ваши пальчики встряхните.
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики.
1–2 строчки — расслабляем руки и встряхиваем их.
3–4 строчки — обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем
к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.
А сейчас, уважаемые родители, предлагаем посмотреть небольшой видеофильм с участием ваших деток «Из жизни нашей группы».http://dfiles.ru/files/848ix24tc
Подведение итогов собрания.
Предлагаем вам ответить на наши вопросы.
1. Поднимите руку те родители, у которых есть необходимая литература, игры, стихи с движениями. (Посмотрите, как мало рук.)
2. Сейчас поднимите руку те родители, которые считают, что пальчиковые игры развивают речь, память, пространственное мышление малыша. (Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей) .
3. А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, кто дома проводит пальчиковые игры. (В нашей группе не так много родителей, которые знакомят малышей с пальчиковыми играми) .
4. Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи была интересна. (Ваша реакция показала, что тема нашего собрания актуальна и значима)
Вот и подходит к концу наше родительское собрание. Безусловно, очень хотелось бы, чтобы каждый из вас вынес что-то полезное для себя. Спасибо за
внимание, за то, что нашли время и пришли на наше собрание!
04.02. 2016г
Консультация для родителей «Секреты развития речи детей раннего возраста».
Период от рождения до 3-х лет является определяющим для развития речи, и, если в этот период не уделять внимания формированию речи, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Работая с малышами мы очень часто встречаемся с проблемами в речевом развитии, которые требуют вмешательства специалистов. Очень важно вовремя донести до родителей насколько важно развивать речь малыша и как это делать. А ведь все просто и доступно!
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Пальчиковая гимнастика.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Вы прекрасно знаете, что всем маленьким детям нравятся «пальчиковые игры».
Пальчиковые игры не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Прежде чем играть с ребенком в «пальчиковые игры», вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр. У ребенка во время игры должно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда Ваш ребенок с удовольствием будет выполнять Ваши задания.
«Встретились двое»
Встретились двое котят: «Мяу-мяу! » соединяем мизинцы обеих рук
И двое щенят: «Гав-гав»,
соединяем безымянные пальцы обеих рук
и две лошадки: «Иго-го»,
соединяем средние пальцы обеих рук
и две коровки: «Му-му»,
соединяем указательные и большие пальцы обеих рук
а рогатые ж, ну и ну!
показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы
«Считалка для пальчиков»
Давай-ка пальчики считать!
Один, два, три, четыре, пять.
поочередно загибаем пальчики на одной руке
Один, два, три, четыре, пять -поочередно загибаем пальчики на другой руке
десять пальцев, две руки,
покрутить кистями рук, «как фонарики»
все твои помощники!
покрутить кистями рук, «как фонарики»
«Считалка для пальчиков»
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел, загибаем мизинец
этот пальчик — чистит стол, загибаем безымянный палец
этот резал,
загибаем средний палец
этот ел,
загибаем указательный палец
ну а этот лишь глядел!
загибаем большой палец
«Зайчики-пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять,
Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
Вышли зайчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
«В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать, загибаем поочередно пальчики
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
раскрываем кулачок
В детский сад идти пора!
«Цыпленок»
Бедный маленький цыпленок прижать кулачки друг у другу
Кушать захотел спросонок,
Пальчиком, как клювом бьёт,
постучать указательными пальчиками по столу
Буд-то бы зерно клюёт.
«Замок»
На двери висит замок,
Пальчики переплести в замок, раскачивать «замок» при чтении стиха
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок)
Покрутили,
не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну — вперед, другую — назад, так чередовать)
Потянули
не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем
И открыли!
резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны.
«Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли
имитировать пальчиками плаванье рыбок
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся,
сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
Разожмутся,
растопырить пальчики
То зароются в песке.
снова сложить пальчи