Психолого-педагогическая служба
Психологическая служба ДОУ — одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям.
Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической,психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.
Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Цель психологического сопровождения в ДОУ —
Содействие психологическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;
— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
— психологическое обеспечение образовательных программ.
Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношения к своим возможностям, формирование уверенности в себе.
В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ будет определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.
На протяжении деятельности психологической службы ДОУ будут использоваться следующие формы работы с родителями:
- Родительские собрания — ознакомление родителей:
— с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;
— особенностями подготовки детей к ДОУ;
— с прохождением адаптационного периода детей младших групп;
— особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;
— преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.
- Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.
- Выпуск памяток для родителей, связанных с воспитанием детей.
- Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.
Основными направлениями психологического сопровождения будут являться: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
Направления деятельности психологической службы, будут охватывать работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела социально-психологического сопровождения).
Охарактеризуем реализацию основных идей и направлений планируемой психологической службы в каждом компоненте через различные формы и методы организации работы.
- Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В рамках психодиагностического направления будет осуществляться:
Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;
Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);
Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня нервно-психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;
Диагностика воспитанников подготовительной и речевой групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
Диагностика психического развития детей речевой группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы;
Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;
Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ;
Диагностика удовлетворённости родителей качеством услуг, предоставляемых ДОУ.
- Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
-анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
— отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
— содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность будет осуществляться через следующие формы: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.
Работа с детьми «группы риска» реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы («Кактус», М.А. Панфилова, «Страхи в домиках» А.И. Захаров, «Лесенка» В.Г.Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный «Рисунок человека», «Рисунок семьи»), выявление детей, несущих груз семейных проблем.
- Коррекционная и развивающая работа.Этому направлению будет уделяться самое большое внимание.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная работа будет проходить не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.
Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
- Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Консультирование осуществляется по следующей тематики:
— Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
— Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
— Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: «Игровая деятельность», «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Контроль за нервно-психическим развитием», «Факторы риска в развитии ребёнка»);
— Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
- Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
— актуализация и систематизация имеющихся знаний;
— повышение уровня психологических знаний;
— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Будет проводиться систематизированное психологическое просвещение педагогов;
Будет осуществляться систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ будут созданы информационные уголки «Советы психолога».
Реализация вышеописанных направлений будет осуществляться в работе с детьми, родителями и педагогами нашего ДОУ.
Таким образом, система психологического сопровождения поможет оказать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
Модель психолого-педагогической службы МБДОУ Березовского ДС «Семицветик»
Описание Модели психолого-педагогической службы МБДОУ Березовского ДС «Семицветик»
Педагог-психолог
Отчет о проведении недели психологии
Перспективный план с детьми на 22-23 уч.год
Перспективный план работы с педагогами на 22-23 уч.год
Учитель-логопед
Должностная инструкция учителя логопеда ДОУ
План работы учителя-логопеда 2022-2023
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР
http://дс-семицветик.рф/den-dobra/
Рекомендации
- Роль семьи в развитии речи детей
- Развитие навыков звукового анализа слов
- Использование игровых технологий в развитии связной речи дошкольников
- Артикуляционная гимнастика для самых маленьких(3-4 года)
- Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей
- Рекомендации по развитию речи детей
- Игры на развитие фонематического восприятия у детей.
Игротека в кругу семьи
- Игры на развитие звуковой культуры речи
- Картотека игр на развитие словарного запаса
- Картотека игр на развитие грамматического сторя речи